ГЛАВНАЯ

ИСТОРИЯ И НАСТОЯЩЕЕ НОВОСПАССКОГО

После разгрома татаро-монгольского ига, чтобы по настоящему закрепить и освоить земли Поволжья, нужно было заселить их русскими крестьянами, построить города-крепости, а правителем поставить русских воевод и чиновников с войсками, чтобы в любую минуту могли подавить нападение кочевников.

Во второй половине 17 века на вечное поселение переводят русских крестьян, чтобы они и дворы построили, и лес секли, и перелоги раздирали, и земли распахали. Лучшие участки получили русские дворяне, князья, графы, духовенство. Часть земель заселялась самовольно разорившимися дворянами, вольными крестьянами.

Так стали появляться в нашем крае деревни, слободы, названия которых носили от имен владельцев. Шереметьево, Сунгурово, Репьевка, Соловцово, Обухово, Роктово и т.д. Особенно активное переселение началось во второй половине 17 века. В 1598 году многие получили наделы землю, лесные угодья, луга. Заселяли эти места и новгородцы и из Псковской губернии, московским князьям и графам, рязанские, из Перми и других мест. Даже с Украины с Херсонской, Полтавской и Днепропетровской губерни. И появились поселения - Шереметьево, Мон-Сунгур, Кома-ровка, Рокотушка, Обуховка, Репьевка. Соловцов - первый крупный владелец Новоспасского. И село наше носило имя Соловцова до появления железной дороги. И когда станцию назвали "Новоспасское" - имена эти стали конкурентами. Только в начале 20 века Соловцово уже стало исчезать (название), а укрепилось "Новоспасское". Это название дали по имени церкви.

Последним владельцем поселения Новоспасское был Обрязанцев-Печаев. Генерал-лейтенант по званию, погиб в империалистическую войну, тело его захоронили в Новоспасске в приходе церкви.

В 1874 году через Новоспасское и другие поселения прошла железная дорога. Многие крестьяне стали рабочими железной дороги. Ни одно историческое событие не проходило стороной наш край. Это 1670 год - восстание Стеньки Разина, а участники разгромленного восстания скрывались у нас в лесах. А затем крестьянская война во главе с Е.Пугачёвым (даже в фольклоре остались следы этих восстаний).

1812 год - Отечественная война - в которой приняли участие и наши земляки, среди которых крестьяне по имени Мурановы, Барановы, Соловьёвы, которые были отмечены царскими наградами.

Родиной является наш край многих именитых людей - это Воейков А.И, первый климатолог и георгаф в России, Бестужев - вывел знаменитую породу крупно-рогатого скота, академик Орлов - палионтолог К.С, Бадигин - исследователь Арктики, Герой Советского Союза, капитан ледокола "Седов", затем в ВОВ капитан военного суда, затем - писатель-кинодраматург М.Н.Смирнова, это её сценарий кинофильмов "Сельская учительница", "Сельский врач", "Танкисты", "Повесть о настоящем человеке" и др.

Это артисты кино и драмтеатров Леонид Марков и Римма Марковна, это Дунин М.С. академик по изучению растительности. Нашла своё отражение и гражданская война. Многие стали героями этих событий. Это Пецевич, Л.Симрнов, Мартынов, Булыгин, Калистров, Лазарев и Буркин, Горин, Сальников.

В 1930-1933 стали годами коллективизации. В 1928 году образовался Новоспасский. район, куда вошло 146 сёл, 51 колхоз в начале коллективизации. В 1941 году началась Великая Отечественная война, куда ушли сражаться с врагом 6500 человек. Война длилась почти 4 года, это самая страшная и самая длинная война. Не вернулось с поля боя 3420 человек. 1580 чел. солдат и офицеров были награждены орденами и медалями. 4-м из них было присвоено звание "Герой Советского Союза": Жуков Иван Фёдорович, Карпов Николай Филимонович, Сурков Георгий Николаевич, Баранов Виктор Кириллович.

Четверо из них стали Кавалерами Ордена Славы: Пазерский, Соловьёв Н.П. Кульков Н.И., Бадигин М.П.

11 человек были награждены высшей наградой "Орденом Ленина" за успехи в тылу. Во время войны на фронт было отправлено хлеба - 2200218 пудов; яиц - 12368860 шт; шерсти - 12426 кг; мяса - 118030 пудов; картофеля - 622356 пудов; посылок - 38680; собрано денег на построение танковой колонны - 4 млн.руб. Многие колхозники, рабочие вносили по 100 - 150 тыс.руб и более. Озеров внёс 150 тыс.руб, Игнатов - 100 тыс.руб, Фадеев - 100 тыс.руб, Шыбаршов - 50 тыс.руб, даже ученики вносили свою мелкую лепту - 10-20 -30 рублей.

Всё население района активно участвовало в подъёме промышленности и сельского хозяйства. Ликвидация неграмотности была полностью ликвидирована. Обязательным стало среднее образование.
В честь погибших на войне почти в каждом селе стоит обелиск.
В Новоспасском создали замечательный центр отдыха - "Парк Победы" (с аттракционами: карусель "Цепочки", "Лодочки",
"Самолет", карусель - "Лошадки", детская площадка, а также: летней эстрадой, кафе "Ветерок" и танцплощадкой).

Во многих сёлах заасфальтировали дороги, построили мосты.

С 1966 г. Новоспасское получило статус поселка городского типа.

В 70-80 г.г. 20 века в Новоспасском построили: холодильник, дом культуры, летний кинотеатр (в парке "Победы", в последствии был разрушен), центральную районную больницу, две средние школы,новое здание мясоптицекомбина (работал на 5 районов области), деревообрабатывающий завод, телеретранслятор (с филиалами в Старой Кулатке и Павловке), автовокзал, музей, универмаг (сейчас в полуразрушенном состоянии), центральный стадион, газовый участок и силикатный завод, микрорайоны "пл. Макаренко" и "пл. Семашко", новый мост через Сызранку на ул. Мира, виадук и мост через Сызранку на трассе на Саратов.

В 60-80 х годах 20 века в Новоспасске действовал аэропорт. Ежедневно выполнялось 2 авиарейса "Новоспасское - Ульяновск" (продолжительность полета 1 час., на самолете Ан-2 (количество пассажиров 12 чел.), стоимость 4 руб., (для сравнения: проезд в мягком автобусе марки "Икарус" или "ЛАЗ-Турист" в то время стоил 3 руб. 20 коп., время в пути 4,5 часа) и 1 транзитный авиарейс - "Ульяновск - Старая Кулатка".

Новоспасское АТП-1 было одним из крупнейших в Ульяновской области (автобусный парк, с учетом филиалов, составлял 200 ед.), АТП-1 обслуживало автобусные маршруты Новоспасского и Радищевского районов, имело филиалы в Николаевке, Старой Кулатке и Павловке. Осуществляло движение по 2-м внутрипоселковым маршрутам: "АТП - ЦРБ" и "М.Андреевка - ЦРБ" (в разные годы схема маршрутов была разной). Существующая схема движения была утверждена с момента ввода в эксплуатацию моста через Сызранку по трассе на Саратов (в начале 80-х годов 20 века).

В 80-х годах 20 века в районе началась добыча нефти, что повлекло за собой бурное развитие Новоспасского и района в целом.

К 1980 г. Новоспасское должно было получить статус города, однако этот статус не был воплощен в жизнь при СССР.

В постсоветское время построен завод ООО "Старатели - Новоспасское", нефтеперерабатывающий завод.
Открыты представительства четырех ВУЗов (УлГУ, УлГТУ,СГУ,ТГУС).
Открыт Центр детского творчества, Центр семейного оздоровительного отдыха, произведена реконструкция ст. Новоспасское и ж.д. вокзала.

Большим достижением Новоспасска, является наличие своего телеканала "Сфера-ТВ", который был образован в начале 90-х годов 20 века, и был одним из первых телеканалов районного масштаба.

Однако были разрушены: деревообрабатывающий завод, холодильник, межрайбаза, мясокомбинат, маслосырзавод, автотранспортное предприятие № 2 и др.

Не были воплощены в жизнь проекты:

1. Строительство здания типографии.
2. Строительство нового элеватора.
3. Строительство пешеходного мостового перехода на станции "Новоспасское".
4. Присвоение Новоспасску статуса города.



Hosted by uCoz